Новости 

Первые научные исследователи Северной Эвенкии

В. В. Кожечкин

Статья посвящена памяти известных учёных
Льву Николаевичу Мичурину и Оксане Николаевне Мироненко,
работавших в Северной Эвенкии в 60-е годы ХХ века.

Хочу поведать историю о двух талантливых людях, посвятивших свою жизнь изучению первозданной дикой природы Северной Эвенкии, которую они искренне полюбили и сами стали частью ее истории. Этими первопроходцами были Лев Николаевич Мичурин и Оксана Николаевна Мироненко, которые прошли трудный, но интересный жизненный путь, а собранные ими сведения послужили материалом к изданию классических научных трудов, ставших своего рода ступенькой к дальнейшим исследованиям.



Оксана Николаевна Мироненко





Лев Николаевич Мичурин


Лев Николаевич Мичурин родился 4 марта 1926 в г. Оренбурге, откуда в ноябре 1943 г., после окончания средней школы, 17-летним юношей был призван в армию и стал бойцом стрелкового полка. Участвовал в двух войнах Великая Отечественная война (1941-1945) и Советско-японская война (1945), награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и «За победу над Японией», продолжил службу до декабря 1950 года. Демобилизовался в звании младшего лейтенанта и сразу же поехал в Москву - учиться на охотоведа.

Вступительные экзамены в Московский пушно-меховой институт в г. Балашиха сдал экстерном и в результате был принят на зверо-охотоведческий факультет. Успешно «догнал» сокурсников в учебе. Как и многие вчерашние бойцы, Лев Мичурин посещал лекции и практические занятия в военной форме: с гражданской одеждой в это время было довольно напряженно. Когда до окончания учебы оставался всего один год, институт закрыли. Это было волевое решение Н.С. Хрущева, Председателя Совета министров СССР (1958-1964). Но упорству и усердию Л.Н. можно только позавидовать: в 1954 г. он продолжил учиться в Московской Ветеринарной академии и успешно сдал выпускные экзамены и получил профессию биолога-охотоведа. В июне 1955 г. он уезжает работать по специальности на Таймыр. И, как показало время, этот выбор был правильным.

Неподдельный интерес Мичурина к биологическим наукам, проявившийся еще в школьные годы, укрепился и стал теперь профессиональным. Спустя три года, в феврале 1958-го, Л.Н. переходит в НИИСХ Крайнего Севера (г. Норильск) старшим научным сотрудником отдела Звероводства, а с января 1962 года - в отдел Охотпромысла. В это время Л.Н. начинает работать над кандидатской диссертацией «Дикий северный олень Таймырского полуострова и рациональное использование его запасов». Выбор темы исследования не случаен. В результате насильственного перевода кочевников на оседлый образ жизни и обобществления домашних оленей очень рациональная культура домашнего оленеводства на огромных пространствах Таймыра и Эвенкии стала угасать. Вследствие этого формировалась и росла крупнейшая в Евразии таймырская популяция дикого оленя, установление численности которой к началу 60-х годов XX в. становилось все более актуальным. В 1959 г. Л.Н. принимал участие в первом авиаучёте дикого северного оленя на Таймыре. В результате были впервые получены объективные данные о численности и размещении популяции, в которой оказалось около 110 тыс. особей. О результатах своих изысканий Л.Н. докладывает на Третьем совещании зоологов Сибири (22—26 ноября, 1966, Томск), активно публикуется во многих научных изданиях: «Зоологическом журнале»; «Проблемах зоологических исследований Сибири», «Трудах ВСХИЗО» и др. На страницах флагманского журнала «Охота и охотничье хозяйство» размещает две публикации: «Вернуть северного оленя в наши леса» (№ 2, 1963) и «Дикий олень Таймыра» (№ 3, 1965).

Защита научной работы «Дикий северный олень Таймырского полуострова и рациональное использование его запасов» прошла в 1965 г. в диссертационном совете Всесоюзного сельскохозяйственного института заочного образования. Это была самая первая подобного рода кандидатская диссертация, созданная на основе материалов, собранных на севере Красноярского края, в одном из самых труднодоступных и малонаселённых районов России.

Известно, что отечественная наука того времени отличалась фундаментальностью, в основном благодаря серьезности и ответственности отдельных выдающихся исследователей, на которых она и держалась. Л.Н. Мичурин был одним из представителей этой славной когорты, трудился, не считаясь со временем, традиционные методы наблюдений сочетал с новыми передовыми технологиями. Работа научного сотрудника — это кропотливый повседневный труд, обязывающий вникать во все тонкости, а у Л.Н. был природный талант наблюдателя-полевика. Он приобрёл много новых друзей, в том числе среди северян (эвенков и нганасан), у них он учился жить, а не выживать на этой негостеприимной для многих приезжих земле. Совместно с нганасанами он дважды пересекает горное плато Путорана, изучая не только оленей, но и снежного барана, и лося, и волка. Во время полевых работ учёный никогда не расставался с фотоаппаратом и оставил уникальный/ценный/богатый фотоархив - множество замечательных снимков.

В сентябре 1968 г. к.б.н. Л.Н. Мичурин становится старшим научным сотрудником Лаборатории экологии лесных животных Института леса им. В.Н. Сукачева СО АН СССР (г. Красноярск).

Оксана Николаевна Мироненко родилась 7 марта 1931 года в городе Котласе Архангельской области. Со школьной скамьи мечтала стать геоботаником. В 1954 году окончила Ленинградский Государственный ордена Ленина университет имени А.А. Жданова по специальности «Ботаническая география».

После окончания вуза по собственному желанию была распределена в Чукотскую сельскохозяйственную опытную станцию НИИСХ Крайнего Севера. Сначала работала младшим, а затем старшим научным сотрудником, занималась изучением северной растительности. Но труднодоступная территория Эвенкии, о которой она раньше почти ничего не знала, манила новыми возможностями. В октябре 1960 г. О.Н. прошла по конкурсу на замещение вакантной должности старшего научного сотрудника в НИИ СХ Крайнего Севера при Туринском опорном пункте в поселке Тура Красноярского края. К этому времени она уже вполне состоялась как учёный. И так уж случилось, что в лице Льва Николаевича Мичурина судьба подарила Оксане Николаевне не только единомышленника, но и надежного спутника жизни. С 1961 по 1963 г. они совместно занимаются обследованием оленьих пастбищ в предгорьях плато Путорана, где подолгу живут в чумах и палатках.



В предгорьях Путоран. Зима, 1963 г. (фото Л.Н. Мичурина)


В 1963 г. на Ученом Совете в НИИСХ Крайнего Севера у Оксаны Николаевны была утверждена тема диссертационной работы «Растительность бассейна верхнего течения р. Котуй».

В дальнейшем Л.Н. Мичурин и О.Н. Мироненко совместно публикуют ряд статей: «Особенности размещения и использования зимних пастбищ дикими северными оленями таймырского стада», 1964; «О толстороге в горах Путорана», 1966; «Распределение копытных в горах Путорана», 1967; «О лосе в горах Путорана», 1967; и др.

На протяжении последующих двух лет (1966–1967 гг.) уже в качестве сотрудника Института леса СО АН СССР О.Н. продолжала выезжать на полевые работы в этот интересный, труднодоступный и малоисследованный район Эвенкии. Обследование территории осуществлялось маршрутным методом, с помощью оленьего транспорта и водным путем. Общая протяженность их совместных с Л.Н. маршрутов за пять лет составила 2500 километров. Довольно часто приходилось форсировать горные реки. Авиамаршруты осуществляли из аэропорта «Игарка» на пос. Чиринда и Ессей, над обширной территорией, где людей не встретишь на сотни километров.

В суровых условиях северной тайги Л.Н. Мичурин и О.Н. Мироненко полностью отдавались работе. Преодолевать все невзгоды и тяжести полевой жизни им помогали искренние романтические чувства. Это была яркая, светлая страница в их жизни, и запись в полевом дневнике тому подтверждение: «Нет ничего лучше, чем после длительного перехода сидеть у костра на берегу р. Котуй1 и в лунную ночь смотреть на его быстро убегающие воды». В Эвенкийской тайге, на берегах живописных озер, жили порой до 3-х месяцев, питались рыбой, ягодами и грибами.



Сиги попались (фото Л.Н. Мичурина)


Чтобы яснее представить, в каких условиях проходили полевые работы, приведу выдержку из дневника наблюдений 1963 г. на кольцевом маршруте оз. Ессей - оз. Неренгда - оз. Харпича - оз. Дюпкун - оз. Ессей: «Перекочевки совершались почти ежедневно с 7 июня по 8 августа. Если до оз. Неренгда путь проходил в основном вначале по равнине, а потом по горным долинам, то отрезок оз. Неренгда - оз. Харпича - оз. Дюпкун был приурочен к горному плато, и только на ночевку мы спускались к верхней границе редколесья».

«Распространенное мнение о том, что в горах меньше комаров, чем на равнине, не подтвердилось наблюдениями».



«Комариное время» (фото Л.Н.Мичурина)


В полной мере исследования касались и местной фауны. «Незабываемое зрелище, когда почти каждый день мы встречали волков. Особенно в большом количестве хищников мы наблюдали на маршруте от оз. Неренгда к оз. Харпича. В конце июля 1965 г. на отрезке Котуя от устья р. Хикчекит до впадения его в оз. Дюпкун встречалась рысь, об обитании которой в данном районе нигде не упоминается». Необходимо заметить, что впоследствии этими сведениями воспользовался г-н Е.Е. Сыроечковский (1980)2, к сожалению, без ссылок на автора наблюдений.

Вместе они прожили всего 9 лет. Свое счастье создавали сами, и казалось, что уже ничто и никогда их не разлучит. Жизнь всегда сложнее, чем предполагаешь, и 1970 год оказался для них самым тяжелым. Уже 27 марта, когда О.Н. готовилась стать мамой, Льва Николаевича не стало. За его жизнь боролись хирурги, но спасти не смогли. Он умер после операции на сердце в одной из клиник г. Красноярска. Энергичный человек и перспективный ученый прожил всего 44 года. Он успел сделать очень много, однако судьба не позволила сделать больше. Для О.Н. это была невосполнимая потеря, но она сумела пережить это горе - проводив любимого человека в последний путь, нашла в себе силы остаться в строю действующих ученых-исследователей и продолжить работу, которая составляла смысл её жизни. После рождения дочери, уже в декабре 1970 года она успешно защищает диссертацию и получает звание кандидата биологических наук. В 1972 году подаёт документы на замещение вакантной должности научного сотрудника Архангельского института леса и лесохимии (ныне ФБУ «Северный научно-исследовательский институт лесного хозяйства»). А в 1981 году Оксана Николаевна становится старшим научным сотрудником. Объектом её исследований всегда оставалась хрупкая и уязвимая природа Севера. Научную карьеру она завершила только в 1996 г., когда начались серьезные проблемы со здоровьем и выезжать на полевые работы в лесотундру стало весьма затруднительно. Ушла из жизни 13 сентября 2005 г.

Материалы научных изысканий Оксаны Николаевны послужили основой для составления первой сводки растительности обширного района Эвенкии, до этого времени, остававшегося «белым пятном» на карте севера Красноярского края. Большой опыт проведения маршрутных полевых работ сочетался у О.Н. Мироненко с умением видеть сущность наблюдаемых явлений, глубоко анализировать собранные материалы и, сопоставив их с имеющимися научными данными, делать самостоятельные выводы теоретического и практического характера.

Время не щадит никого, но память о тех, кто стоял у истоков охотоведческой науки и внес огромный вклад в развитие природоохранной деятельности Отечества, должна оставаться в памяти у нас навсегда.


Кожечкин Владимир Васильевич,
к.б.н, ведущий научный сотрудник научного отдела
национального парка «Красноярские Столбы»



В публикации использовались - опросные, архивные сведения, а также опубликованные материалы Северного научно-исследовательского института леса (г. Архангельск).

1 Слово «котуй» в переводе с якутского означает «девица»

2 В монографии Сыроечковский Е.Е, Рогачева Э.В. «Животный мир Красноярского края», 1980, стр. 295. (прим. автора)